Почему у сайта высокий показатель отказов? — 10 возможных причин
Показатель отказов (Bounce Rate) — одна из метрик, определяющих эффективность сайта с точки зрения взаимодействия его с пользователями. Если говорить в общем, то он отображает процент посетителей, не сильно заинтересованных в вашем проекте, которые просматривают всего одну страницу. Поводы для этого могут быть разные — несоответствие контента ожиданиям человека, ошибки при отображении, проблемы с навигацией или адаптивностью.
Сегодня хочу поделиться переводом одной англоязычной заметки о причинах высокого показателя отказов в Google Analytics. Она может оказаться весьма полезной при разработке корпоративного сайта и развитии уже существующего проекта. На самом деле вопрос весьма объемный, нюансов тут хватит на несколько публикаций. Скорее всего, в будущем выпущу серию постов либо же дополню эту заметку. Оригинал статьи тут — 10 Reasons Your Website Can Have a High Bounce Rate.
Единственное перед началом хочу акцентировать ваше внимание на том, что принцип расчета Bounce Rate в гугле и показатель отказов в Яндекс Метрике несколько отличаются. Вот как они выглядят для одного моего блога.
Для Яндекс метрики средний показатель отказов = 17,6%, в гугл аналитике — и 79,33%. Разница колоссальная, а цифры, мягко говоря, противоречивые. Дело в том, что:
- для Google в Bounce Rate учитывается любой пользователь, который просмотрел только одну страницу;
- в Яндекс кроме одной страницы есть дополнительное условие, что юзер должен пребывать на сайте менее 15-ти секунд.
Короче говоря, если человек зашел на конкретную статью/заметку и в течение нескольких минут читал текст, после чего ее закрыл, то он будет засчитан в показателе отказов Google Analytics но не Яндекс.Метрики. Расчет данного параметра, в принципе, можно настраивать, хотя сегодня не об этом.
Причины высокого показателя отказов сайта
Итак, вернемся к нашему переводу. По информации авторов статьи нормальный показатель отказов в гугл аналитикс находится в пределах от 26% до 70%.
Можно разделить эту выборку на несколько значений:
- менее 25% — вероятно ошибки в установке кода;
- 26-40% — отличный результат;
- 41-55% — средний показатель отказов;
- 56-70% — выше нормального, но допустим (для разных случаев могут быть индивидуальные значения);
- 70% — над сайтом нужно работать (либо он плох, либо проблемы с кодом Google Analytics).
Ниже приведем 10 наиболее частых причин почему у вашего проекта может быть высокий показатель отказов и как его исправить.
1. Медленная загрузка страницы
Скорость загрузки сайта в Google уже давно является одним из факторов ранжирования, поэтому хорошие SEO специалисты уделяют данному параметру должное внимание. Поисковик Google хочет предоставлять пользователям контент, который бы обеспечивал им позитивный опыт, в то время как медленный сайт создает совсем другие ощущения. Если открываемая страница грузится дольше нескольких секунд это приводит к тому, что юзерам просто надоедает ждать и они уходят. Подобное поведение отражается на показателе bounce rate.
Ускорение загрузки — процесс достаточно комплексный, но с каждым улучшением вы должны заметить прирост в скорости. Анализируйте данный показатель с помощью специальных инструментов как для проекта в целом, так и для отдельных страниц. В данном блоге я уже писал о сервисах проверки скорости загрузки сайтов — в частности можно использовать Google PageSpeed Insights, GTMetrix и Pingdom. В результате получите список рекомендаций, которые нужно будет внедрить (сжатие картинок, кэширование, оптимизация скриптов и т.п.).
2. Самодостаточное содержание страницы
Бывают случаи, когда пользователи при посещении определенной страницы находят на ней всю нужную информацию. В какой-то степени для вас, как владельца сайта, это хорошие новости, т.к. вы смогли реализовать мечту любого контент маркетолога, создав идеальную для восприятия заметку. Либо же речь идет о лендинге, где просто нужно заполнить определенную форму.
В таком случае чтобы понять не является ли высокий показатель отказов проблемой нужно оценить параметры данной страницы, а именно — время, проведенное пользователем на ней и среднюю продолжительность сеанса в Google Analytics. Если посетитель задерживается у вас на несколько и более минут, то это посылает позитивный сигнал Google, сообщая что он нашел нужное ему содержимое по конкретному ключевому запросу. Когда боретесь за топ выдачи по этому ключевику, подобное поведение юзера для вас только на руку.
Если же человек находится на странице меньше минуты (даже если речь о хорошо оптимизированном контенте с простой формой и небольшим числом полей) постарайтесь добавить разные элементы привлечения внимания — например, подборку интересных статей из блога, которые можно предложить почитать после заполнения формы.
3. Непропорциональные показатели разных страниц
Продолжая рассмотрение примера с лендингами из предыдущего пункта, вполне вероятно, что у вас на сайте есть несколько страниц, которые могут вносить диспропорцию в средний показатель отказов. В принципе Google достаточно хорошо разбирается в этом вопросе. Нормально, что лендинги, удовлетворяющие запросы юзеров и способствующие быстрым переходам после совершения действия, имеют больший bounce rate чем контентные материалы.
Однако вы можете разобраться в этом нюансе более детально и найти страницы с высоким показателем отказов, где пользователи, по идее, не должны уходить. Для реализации задачи открываем в Google Analytics раздел «Поведение» (Behavior) — «Контент сайта» (Site Content) — «Страницы входа» (Landing Pages) и выбираем сортировку по отказам.
При этом можно добавить в аналитике дополнительный параметр с целью исключить элементы, «искажающие» результаты. Например, дабы не беспокоиться о случайных и незначительных переходах, автор советует задать минимальное число сеансов достаточное для оценки именно вашего сайта (100 или 1000 и т.п. в зависимости от специфики проекта).
4. Ложная информация в Title и Description
Проанализируйте соответствует ли контент страницы значениям ее тегов Title и Description? Если это не так, то вполне логично, что после перехода на сайт посетители, не обнаружив нужной информации, возвращаются обратно откуда пришли.
Неважно была ли эта ошибка допущена случайно или вы специально оптимизировали контент под какие-то ключевики в надежде заманить людей из выдачи, исправить эту оплошность не так сложно. Либо подкорректируйте значение мета тегов заголовка и описания, либо перепишите контент дабы он соответствовал нужным поисковым запросам.
5. Пустая страница или техническая ошибка
Когда у вас наблюдается ненормально высокий показатель отказов в гугл аналитикс и вы видите, что пользователи проводят на странице менее нескольких секунд, то причины могут быть следующие:
- отображается пустая страница;
- ошибка 404;
- или содержимое не грузится должным образом.
Можно повторить действия посетителей из самых популярных браузеров и устройств, которые они используют при посещении сайта. Например, зайдите с ноутбука через Safari или откройте проект в Chrome на смартфоне. Еще один вариант решения задачи — проверить ошибки сканирования в поисковой консоли «Crawl» — «Crawl Errors» и увидеть проблему с точки зрения Google.
Постарайтесь исправить подобные ошибки самостоятельно или закажите доработку сайта у профессионалов. Желательно с этим не затягивать дабы страница не выпала из результатов поиска.
6. Плохая ссылка с другого сайта
Бывают ситуации, когда вы со своей стороны сделали все правильно и имеете нормальный показатель отказов из органического поиска, но высокий bounce rate по переходам с других проектов (referral traffic). Вам могут направлять некачественную аудиторию или использовать текст анкора ссылки, вводящий в заблуждение.
Иногда это случается из-за небрежного копирайтинга — возможно, автор заметки ссылается из неподходящей части контента или вовсе поставил ссылку по ошибке. Постарайтесь связаться сначала ним, а затем обратитесь к редактору/вебмастеру, если у автора нет доступа к правке текста. Попросите убрать данный линк, что будет вполне логичным решением.
К сожалению, есть и другие ситуации, когда ссылающийся сайт пытается специально саботировать вас с помощью не рекомендуемых SEO тактик (Blackhat SEO). Злоумышленник может направлять пользователей по нетематическому запросу дабы спровоцировать ситуацию, когда ожидание не соответствует содержимому. Достучаться до таких «подлецов» не всегда получается, и в таком случае используйте disavow файл в Search Console. Это не снизит показать отказов, но подскажет гуглу не учитывать линк при оценке качества и релевантности вашего сайта.
7. Партнерский лендинг или одностраничник
Допустим, вы вебмастер и специально создали лендинг дабы перенаправлять посетителей на партнерку/магазин. В таком случае чем выше bounce rate тем фактически лучше конверсия, то есть вы все делаете правильно, и никаких ошибок здесь нет.
Похожий сценарий будет и для продающих одностраничных сайтов например, по книге, приложению или простой страницы портфолио. Вполне логично что у таких проектов будет высокий показатель отказов в Яндекс Метрике и Гугл Аналитикс, так как пользователям некуда переходить дальше. В принципе, Google достаточно хорошо определяет ситуации, когда сайт удовлетворяет потребностям посетителя, даже если юзер получает ответ на свой запрос слишком быстро (как подтверждение — WhatIsMyScreenResolution.com).
Если хотите, можете настроить в Google Analytics показатель bounce rate дабы он более точно отвечал специфике вашего проекта. Об этом в сети есть где почитать, постараюсь в скором времени перевести одну из статей.
8. Низкокачественный или неоптимизированный контент
В принципе, пользователи могут уходить с сайта по той простой причине, что его содержание откровенно плохое. Постарайтесь тщательно и критично проанализировать ту или иную страницу либо предложите просмотреть ее своим коллегам/знакомым (в идеале этот человек должен хорошо разбираться в контент маркетинге или хотя бы представлять вашу целевую аудиторию).
Иногда бывает, что на сайте хорошее содержание, но оно не оптимизировано для чтения текста онлайн:
- используете ли вы простые предложения?
- добавляете ли заголовки для улучшенной ориентации в тексте?
- есть ли в статье картинки дабы она легче воспринималась для глаз?
Публикация в интернете отличается от принципов печатных изданий. В сети можно найти разные советы по этой теме, я когда-то писал об идеальном оформлении записей в блоге (часть рекомендаций там применима и для обычных статей). Это поможет нормализовать средний показатель отказов на сайте.
А еще существует вероятность, что контент плохо написан и не соответствует уровню запросов аудитории. В этом случае лучше обратиться к профессиональному копирайтеру, который бы помог более четко и грамотно выразить ваши мысли в электронной форме.
9. Плохой или неприятный пользовательский интерфейс
Когда в проекте слишком много рекламы, постоянно всплывают popup окна или формы подписки, это может отпугнуть посетителей. И если для макретинга и роста числа продаж эти фишки отлично работают, то с точки зрения восприятие интерфейса предоставляют не лучший пользовательский опыт.
Возможно, у вас имеются проблемы с навигацией? Допустим, юзеры захотят просмотреть больше информации на сайте, но не смогут ее найти из-за отсутствующего блока поиска, запутанного меню или невозможности нажимать на кнопки в мобильной версии. Все это негативно влияет на показатель отказов как Гугл Аналитикс так и в Яндекс Метрике.
Постарайтесь оценить сайт с точки зрения удобства посетителей. Найдите в сети разные статьи со списком типичных ошибок в дизайне и проектировании веб-проектов, а затем проверьте наличие их у себя (после чего исправьте). Можно обратиться к знакомым или специалистами по интерфейсам дабы те подсказали какие именно вещи кажутся им проблематичными. Помните, все, что очевидно вам как владельцу или разработчику, может не быть таким для сторонней аудитории.
10. Неправильная настройка Google Analytics
Также одной из причин высоких показателей отказов являются ошибки в настройке и внедрении кода отслеживания системы на сайте. Посмотрите подсказки Google по этому вопросу.
Итого резюмируем:
- Большая часть причин ненормального bounce rate, изложенных выше, касается именно гугл аналитики. В Яндексе, как я уже упоминал, несколько иной принцип подсчета.
- Каждый конкретный случай нужно рассматривать в отдельности, то есть для некоторых страниц высокий показатель отказов вполне нормальное явление.
- Проанализируйте другие данные сайта из Google Analytics.
- Найденные ошибки, разумеется, следует как можно быстрее исправить. Это даст дополнительные баллы вашему проекту в глазах поисковых систем и привлечет дополнительный трафик.
P.S. Постовые. Dev.ua — продвижение малого и среднего бизнеса в сети, http://dev.ua/seo.html обращайтесь.
Когда структура сайта разработана, нужно определиться с тем какие тексты нужны: для каких страниц нужны классические seo тексты или seo копирайтинг, на какие — lsi тексты, на какие — рерайтинг.
Делимся мыслями по теме в комментах — какие у вас бывают значения среднего показателя отказов на сайте? Что делаете дабы привести их в норму?
Раньше всегда пользователся Метрикой, но недавно поставил Гугл аналитику и ужаснулся высокому показателю отказов — думал сначала, что глюк реально. Теперь понятно почему так происходит.
Maxweb, да, у сервисов отличается подход к анализу показателя отказов, хотя причины отклонения от нормы, по сути, одинаковые.
Я как-то Гугл Аналитикс не пользуюсь, все больше в Яндекс Метрику заглядываю. Так вот у Яндекса у меня показатель отказов — 12%, а после прочтения статьи я решила проверить и в Гугле. Мама дорогая — почти 80%. Теперь буду работать с этим.
Екатерина, по Яндексу у вас, вроде как, отличный результат. У меня тоже много где по 80% встречается, я бы просто прошелся по списку причин и посмотрел, что можно подправить. Плюс оценивать нужно все показатели сайта в комплексе. Главное без фанатизма в сети хватает статей в стиле «высокий показатель отказа — не приговор». Особенно, если учитывать, методику подсчета у гугла. Возможно, кстати, погрешности добавляет тот факт, что статья англоязычная и исследовался именно их рынок.
…статья полезная…, вот только свой сайт теперь исправлять придется!!
У меня отказ по одной статье идет, не могу понять почему….Но много полезной информации вынесла из вашей публикации, спасибо большое