Концепции стратегии предприятия
Взгляды ученых и практиков на роль стратегий в управлении существенно расходятся, следствием чего является отсутствие единой концепции стратегий предприятия. Одними учеными стратегия рассматривается как обычный инструмент, другими — как ориентир, что указывает на сегмент рынка или тип предпринимательского поведения.
По мнению выдающегося английского ученого, специалиста в области деловой политики и стратегии профессора Майкла Портера (род. 1947), большинство всех стратегий легко группируются, если одну из видовых стратегий взять за основу: контроль над расходами, дифференциация, фокусирование и др.
Он руководствуется тем, что в рыночной экономике гегемоном является потребитель, которого интересуют цена и качество (это определяет только два основные ориентиры для любых стратегий); цены возможно сдерживать и даже снижать лишь путем сокращения расходов (это определяет один из главных стратегических направлений); на достаточно насыщенном рынке требования к качеству проявляются в стремлении к эксклюзивности, уникальности некоторых потребительских свойств (направление дифференциации).
Стратегия контроля над расходами основывается на снижении затрат на изготовление собственных изделий по сравнению с имеющимися затратами у главных конкурентов. Это достигается путем контроля над расходами, что обеспечивает лучшую эффективность для вашего производства. Установление благодаря этому низких цен может сдержать появление новых конкурентов. При этом стратегия дифференциации ориентирует на производство лучших товаров, предоставления привлекательных услуг по конкурентным ценам. Этого можно достичь благодаря имиджу, сервису, разветвленной сети филиалов.
Стратегия дифференциации является надежной и долгосрочной, позволяет достичь более высокого, чем среднеотраслевой, уровня доходов, поскольку клиенты, которые отдают предпочтение определенной марке товара, услуге определенной фирмы, менее восприимчивы к ценовым показателям. При выборе стратегии фокусирования, предприятие целенаправленно ориентируется на определенную группу потребителей, ограниченный ассортимент продукции. Стратегия прорыва обещает быстрое расширение рынка, что нередко сопряжено с риском, значительными инвестициями. Данная стратегия обязательно требует косвенной или же прямой гос.поддержки (таможенные льготы, субсидии, кредитные льготы и др.).
Эволюционная стратегия. Укрепление позиций на рынке происходит за счет модернизации, дифференциации, гибкого изменения ассортимента товаров. Стратегию выживания используют, прежде всего, в кризисных ситуациях, когда снимается с производства устаревшая продукция, которая не пользуется спросом. Стратегия выживания нередко сочетают с стратегией прорыва.
Стратегия роста. К ней прибегают в отраслях и на предприятиях, которые быстро развиваются. Стратегия сокращения связана с определением целей ниже достигнутого уровня. Ее вариантами является ликвидация предприятия, отсечение лишнего (прекращения видов деятельности). Стратегии сочетания альтернатив. Таковыми, как правило, являются финансово-промышленные группы. На современном этапе больше всего сторонников концепции синергизма (греч. synergos — то, что действует вместе), согласно которой стратегии должны обеспечивать синергический эффект.
В общем, синергизм означает появление новой силы, эффекта, качественно новых источников развития, повышения эффективности деятельности в результате системного эффекта. В экономике такой эффект может вызвать, например, реорганизация производственной системы и структуры управления, обеспечивая повышение эффективности деятельности без значительных дополнительных ресурсов, а за счет рационализации управления, мобилизации резервов и т.д.
А диверсификация (расширение сфер) деятельности в соответствующих стратегиях является предпосылкой не только расширения товарного ассортимента или создания новых подразделений (бизнес-единиц), но и важным фактором формирования более эффективной системы. Ведь расширение сфер деятельности предопределяет создание многих относительно самостоятельных направлений (производство, услуги, технологии и т.д.). Благодаря этому комплексы стратегий обеспечивают предпосылки для возникновения общего синергетического эффекта от деятельности предприятия.