Этапы развития бизнеса
Каждый бизнес, даже самый успешный, проходит определенные стадии развития. Они являются общими для всех фирм, только кто-то проходит их быстрее, а кто-то медленнее. Независимо от того делаете вы все самостоятельно или обращаетесь к специалистам, например, в вопросе той же регистрации предприятий или отдаете бухучет на фриланс. Компания растет, развивается, взлетает и впадает в стагнацию. Можно выделить пять этапов становления бизнеса, которые идут друг за другом.
1. Осмысление идеи
Любой проект когда-то являлся лишь мыслью в голове своего создателя, еще не существовало четкого видения фирмы, конкретных задач и целей. Была только мысль, идея, которая обрастала подробностями и нюансами, обретала конкретику в формулировке. Именно на этом этапе будущий предприниматель оценивает свои силы, исследует рынок, конкурентов, занимается разработкой бизнес-плана.
2. Материализация идеи
Это этап фактического создания фирмы. Предприниматель занимается воплощением идеи, ее реализацией. Сюда входят все действия по:
- официальной регистрации компании;
- поиску капитала;
- найму персонала;
- первым сделкам.
Именно в это время идет поиск первых клиентов, создание производства. Во многом от того, насколько правильно поведет себя бизнесмен на этом этапе, зависит продолжительность жизни организации.
3. Рост бизнеса
Теперь работа налажена, все функционирует в штатном режиме. Партнеров все больше, продажи растут. Это время снижения затрат при производстве и роста прибыли. Идет формирование репутации, появляются лояльные клиенты. При этом доля фирмы на рынке не изменяется.
4. Расширение и становление
А вот сейчас речь идет о масштабном росте, который предполагает расширение производства. Начинается увеличение мощностей, осваиваются новые сегменты рынка, выпускается новая продукция. Компания растет и территориально, занимая новые помещения для производства, складов. Открываются филиалы в других городах, идет освоение новых рынков. Теперь доля рынка растет, возможен выход в другие регионы, а может даже в другие страны.
5. Зрелость и возможный упадок
Настал момент, когда фирме нужно бороться с конкурентами для сохранения достигнутых высот. Бизнесмен сталкивается с проблемой удержания клиентов, изменения цен. Обычно этот период наступает тогда, когда на какой-то промежуток времени бизнес перестает искать новые пути развития и довольствуется занятым местом. В это время конкуренты проходят стадию расширения и выталкивают фирму. Иногда период упадка настолько критичен, что проще продать либо совершить слияние, чем пытаться исправить положение.
Нужно понимать, что определение границ этих стадий условно. Разные организации проходят их неравномерно. А от незрелых решений руководства некоторые компании могут рухнуть еще на стадии материализации идеи.