Изменение rel=»nofollow» в Google и новые атрибуты ссылок (sponsored, ugc)
Более 10лет назад, в начале seo-блоггерской движухи проблема спама в блогосфере была весьма актуальна. Некоторые хитрецы активно спамили в комментариях, а популярные блоггеры не желали раздавать вес своих сайтов направо и налево, что в итоге убило бескорыстное упоминание друг друга в блогах. Частично проблему решал rel=»nofollow», сохранявший seo-вес на странице, но потом начали появляться dofollow блоги и другие хитрости. Спустя 15лет Google решила изменить суть понятия nofollow и дополнить его двумя новыми атрибутами.
Итак, встречайте — rel=»sponsored» и rel=»ugc». Теперь эти параметры позволят вебмастерам определять характер тех или иных конкретных ссылок на своем сайте. Их значения следующие:
- rel=»sponsored» – тут все предельно понятно по названию, это спонсорские (т.е. платные) линки, размещенные в рамках определенной рекламной кампании и/или за деньги.
- rel=»ugc» (User Generated Content, контент генерируемый пользователями) – рекомендуется добавлять в сообщениях, оставленных посетителями веб-ресурсов: те же комментарии в блогах, отзывы или записи на форумах.
- rel=»nofollow» (также остается) – используйте его если вам нужно ссылаться на какую-то страницу, но без определенных «положительных сигналов» для поисковиков, в том числе и без передачи ссылочного веса.
Изначально, когда Google придумал пометку «nofollow», помеченные таким образом линки совсем не учитывались поисковиком для ранжирования. Теперь логика работы немного изменится. Все три, упомянутых выше, атрибута теперь воспринимаются поисковиком как «подсказки» относительно того, какие ссылки учитывать, а какие игнорировать. Эти «подсказки», совместно со многими другим факторами, будут использоваться для лучшего анализа линков в Google-поиске.
Многие спросят, почему просто не игнорировать данные URL’ы, как это было с нофоллоу. Во-первых, все линки несут какую-то полезную информацию, позволяющую улучшать результаты выдачи, например, использование определенного анкора для описания страницы/контента, на которые вы ссылаетесь.
Во-вторых, это позволит выявлять возможные паттерны неестественных линков, что сделает поисковую систему более «умной». Вместо того чтобы попросту игнорировать подобные ссылки, теперь Google за счет «подсказок» будет сохранять и анализировать всю информацию по ним. Кроме того, такой подход дает пользователям самим определять тип тех или иных линков и демонстрировать поисковикам, что им не следует предавать вес.
Если вы до конца не понялись суть происходящего, то можете самостоятельно глянуть оригинальную статью на английском либо почитать небольшой FAQ, который я также перевел.
Вопросы-ответы по новым rel значениям атрибутов
Обязательно ли менять текущие линки с nofollow?
Если в данный момент вы используете нофоллоу для указания/отметки рекламных бэклинков и/или подтверждаете, что вы не «ручаетесь» за страницу, на которую ссылаетесь, то ничего менять не требуется. Пусть все остается, как есть.
Допускается ли несколько значений в rel?
Да, без проблем, так делать разрешается. Например, можно указывать rel=»ugc sponsored» — это в свою очередь означает, что УРЛ является одновременно генерируемым пользователями и спонсорским. Аналогичное новые значения можно присоединять и к старому — rel=»nofollow ugc».
Надо ли менять nofollow на sponsored?
Это делать не обязательно. Главное помечать подобные линки дабы алгоритмы Гугла не сочли ваш веб-проект участником какой-то схемы манипуляции со ссылочной массой. Как именно вы будете делать данные пометки – это уже вторично.
Если вы изначально применяли решение с нофоллоу дабы избежать санкций поисковиков, то можете продолжать делать также. Особенно это актуально для CMS, которые автоматически добавляют соответствующий атрибут в код. Если же у вас есть техническая возможность перейти на новый sponsored-вариант, рекомендуется это сделать.
Что если неправильно поставить rel-атрибут?
В принципе, кроме спонсорских линков не существует такого понятия как «неправильный атрибут». Если вы вдруг отметили UGC-ссылку в комментариях или другую обычную не рекламную как «sponsored», то ничего страшного не случится. Даже если этот фактор и возьмут во внимание, то максимум, что вам «грозит» – это то, что ссылка не будет учитываться как «доверительная» для того ресурса, на который ссылаетесь.
Это точно также, как сейчас многие ссылки на форумах или в текстах не являются рекламными, но имеют соответствующую пометку nofollow – ничего критичного для вашего вебсайта в этом не будет. Главное, как уже говорилось выше, не забывайте помечать рекламный контент.
Не станет ли введение «подказок» поводом для роста спама в комментах?
На самом деле сейчас достаточно много плагинов/сервисов, что изначально включают в себя эффективные механизмы по борьбе со спамом (автоматические, модерацию и т.п.) В большинстве случаев внедрение «подсказок» не изменит отношение Google-поисковика к спамным линкам – они будут проигнорированы для ранжирования, как и нофоллоу. Тем не менее, это даст дополнительную пищу для размышлений и анализа, что в итоге поможет улучшить алгоритмы поиска.
Что дальше? Мое мнение
То что, поисковики развиваются и придумывают новые штуки — это нормально, относительно недавно тот же Яндекса ввел показатель ИКС, возможно, скоро увидим «реинкарнацию» Google PR.
Интересно, как на такое нововведение отреагируют биржи ссылок, вебмастера и «ссылочный рынок» в целом. С одной стороны, до этого многих оптимизаторов вообще не смущало отсутствие нофоллоу в рекламных размещения, заказчики сами на этом настаивали. Вероятно, такой же принцип останется и с новыми атрибутами – клиентам нужны будут «чистые» dofollow бэклинки.
Если брать rel=»ugc», то тут вообще мало что изменится – в том же WordPress в комментариях автоматически добавляется нофоллоу уже сейчас. Думаю, в какой-то из следующих версий CMS просто слегка изменит эту функцию. Спам в комментах уже давно не индексируется.
С другой стороны – если Гугл сказал, что будет использовать данные сигналы как подсказки, а не бездумно резать вес спонсорских бэклинков, то, возможно, некоторые вебмастера/оптимизаторы начнут использовать rel=»sponsored» с абсолютно белых площадок. И все это будет как платные PR-публикации – без явного ее указания страдает лояльность читателей, с указанием получается меньше эффект, но при этом нужная ЦА все равно оценит контент. Может быть теперь Google будет видеть спонсорский линк и анализировать его совместно с другими важными параметрами ранжирования.
…Либо разработчики поискового гиганта сделали «хитрый ход конем» и руками самих же пользователей/вебмасетров будут совершенствовать свой механизм определения рекламных бэклинков, а после этого «закрутят гайки». В любом случае Гугл поступает вполне логично – анализировать информацию полезнее чем просто ее игнорировать.
А вы что думаете по поводу новых rel-атрибутов?