Актуальные тренды eCommerce в 2021 году (15+ наиболее важных тенденций)
Ситуация с пандемией и карантином в 2020г. достаточно серьезно повлияла на разные сферы жизни и работы. Причем, интересно, что некоторые отрасли ушли в глубокий минус (например, туризм), тогда как другие, наоборот, чувствуют себя очень хорошо: службы доставки, онлайн-шоппинг и т.д. Про последний я недавно читал несколько интересных статей, из которых захотелось сделать небольшую выжимку. Поговорим о трендах eCommerce в текущем 2021 и последующих годах, куда движется ниша и что сейчас актуально?
Пункты в списке ниже расположены в произвольном порядке, первые имеют такую же значимость, как и последние (я не пытаюсь определить важность каждого из них). В прошлом году, кстати, была похожая заметка про тенденции интернет-маркетинга и некоторые пункты оттуда справедливы и для eCommerce.
Мнения разных экспертов немного отличаются, но в целом большинство трендов в электронной коммерции плюс-минус одинаковые – с них и начнем.
1. Рынок eCommerce продолжает расти
С каждым годом процент покупок в онлайне только увеличивается, что не удивительно – это удобнее, быстрее и безопаснее (в том числе и в свете текущих карантинных ограничений) чем лично посещать магазины и торговые центры.
Плюс само по себе доверие к интернет-покупкам постоянно возрастает. В этой статье есть информация о том, что в 2021 онлайн продажи достигнут 4.5 триллионов долларов – это 7 кратный рост с 2014 года!
Также нельзя не отметить удобство, юзабилити и улучшенную функциональность современных сайтов, которые положительным образом влияют на рост покупок в сети. Такой шоппинг стал для пользователей достаточно обыденной задачей.
2. Рост продаж с мобильных устройств
Данный тренд eCommerce полностью совпадает с ростом числа мобильных интернет-пользователей. Владельцы смартфонов начали их активно использовать не только для чтения новостей или развлечения, многие ищут с их помощью нужную информацию, выполняю рабочие задачи и, конечно же, совершают покупки.
По последним прогнозам проекта Statista к концу 2021 года более 72% (!) продаж в онлайне будет совершено с мобильных устройств.
Поэтому, если у вас нет адекватной мобильной версии или приложения, нужно срочно заняться этим вопросом – уже сейчас вы теряете потенциальную прибыль.
3. Умные колонки тоже продают
Про голосовой поиск все говорят достаточно давно, однако после появления интеллектуальных домашних колонок (Google Home, Amazon Alexa и др.) с голосовым управлением данное направление стало в разы актуальнее. Эти девайсы становятся частью повседневной жизни людей. К 2023 году прогнозируется более 8 миллионов пользователей таких устройств.
Также в «Microsoft’s 2019 Voice report» спрашивали около 2000 жителей Канады, Австралии и США по данному вопросу, и около 40% признались, что совершали покупки с помощью колонок. Причем у более чем 41% это вызывало положительный опыт, тогда как отрицательные эмоции остались лишь у 6,5%.
4. Омниканальность в eCommerce
Данный термин подразумевает – возможность предоставления контента или совершение коммуникации через разные каналы, объединенные в единую систему.
Если говорить про потребление контента, то самый просто пример это, когда вы начали просматривать кино на компьютере, а потом при переходе, допустим, на планшет сможете продолжить с места, где остановились.
В электронной торговле омниканальность проявляется в возможности просмотра, покупки и получения товара разными способами, интегрированными между собой – например, вы листаете каталог магазина с телефона, оформляете заказ на ПК, а затем забираете товар в магазине или выбираете какой-то из вариантов доставки.
Бизнесу важно понимать как те или иные пользователи предпочитаю взаимодействовать с их предложениями, и следовать этим «привычкам» для последующих покупок.
5. Новые методы оплаты
Старайтесь предоставить своим клиентам максимально возможное количество вариантов оплаты. У многих из них есть определенные предпочтения при совершении платежей и они зачастую ищут именно их.
Есть люди, которые платят только наличными, кто-то привык платить картой курьеру после доставки, а не совершать предоплату и т.п. Если ваш конкурент внедрит какой-то вариант, а вы нет, то при прочих равных условиях, выберут именно его. Причем эта фишка характерна не только для магазинов, а и любых других платежей в сети, например, представленных здесь игровых проектов либо оплаты за услуги хостинга/домена и т.п.
Второй актуальный нынче момент – криптовалюты. Даже не смотря на наличие абсолютно полярных мнений насчет Биткоина, он все чаще используется для совершения платежей и получает больше поддержки. В наши дни не только онлайн-сервисы имеют возможность оплаты в криптовалюте, но и некоторые офлайновые бизнесы также подключаются. Хотя тут нужно смотреть как этот вопрос регулируется с точки зрения законодательства.
6. Искусственный интеллект в eCommerce
Про ИИ говорят достаточно давно, и в нише электронной коммерции он тоже достаточно востребован. К типичным задачам для ИИ можно отнести:
- прогнозирование запросов пользователей и предоставление им соответствующих рекомендаций;
- разработка и внедрение автоматизированных чат ботов;
- оптимизации разных рабочих процессов и маркетинговых задач, например то же динамическое формирование цен или принятия более эффективных решений на основе имеющихся данных.
7. Покупки из видео в соц.сетях и не только
На радость рекламодателей, многие молодые пользователи часами просматривают ленту и сторис в Инстаграме и ТикТок. Это идеальная целевая аудитория, которая будет востребована и дальше. Причем поколение Z вообще способно принимать решение о покупке не покидая соц.сети и сразу заказать заинтересовавший их товар.
Поэтому повышенное внимание к этому eCommerce тренду совсем не удивительно. Так относительно недавно Facebook запустил функцию Instagram Shops, а Shopify начало сотрудничество с TikTok.
А еще NBCUniversal внедрила для зрителей своих программ возможность покупать тот или иной продукт прямо с телефона во время просмотра любимой передачи. Пользователи могли отсканировать специальный QR-код с экрана своего телевизора.
8. Дополненная реальность
Одной из актуальных проблем онлайн шопинга является то, что покупатели не могут физически увидеть продукт, который они выбирают. Да, есть фото, видео и даже возможность вращения объекта на 360°, но все это не то же самое, что наблюдать товары вживую. Решить эту проблему может дополненная реальность (Augmented Reality).
С ее помощью, например, можно увидеть насколько удачно та или иная мебель впишется в вашу гостиную или как на вас будет смотреться понравившееся в магазине платье.
Подобная улучшенная визуализация товаров однозначно положительно скажется на рынке электронной коммерции. Есть прогноз, что к 2022 году AR технологию будет использовать около 120 тысяч онлайн-магазинов.
9. Максимальная персонализация
Изначально персонализация использовалась преимущественно в почтовом маркетинге, но сейчас ее можно применить для всего процесса взаимодействия с клиентом. Она направлена на построение удачного и долгосрочного сотрудничества с пользователем. Это реализуется разными путями:
- персонализированное обращения к клиенту в письмах, онлайн-чате;
- предоставление разных скидок определенной группе лояльных пользователей;
- рекомендации при покупке на основании прошлых заказов;
- уведомления про акции и новинки, учитывая предпочтения конкретного человека;
- рассылка полезной информации, исходя из интересов пользователя и т.п.
Все эти фишки позволяют сделать покупки более комфортными и удобными для конечного потребителя. Поэтому не удивительно, что более 70% маркетологов считают, что персонализация оказывает “значительное” и “сильное” влияние на удачное взаимодействие с клиентом.
10. “Зеленое” потребление
Дружелюбность и бережливое отношение к окружающему миру – актуальный тренд не только электронной коммерции, а и во многих других нишах. Многие покупатели начали обращать внимание не то, как продавцы и бизнес относится к определенным экологическим проблемам. Причем этот нюанс может непосредственно влиять на совершение покупки и лояльность к тому или иному бреду.
Больше всего этим вопросам задается поколение миллениалов, поэтому если они являются вашей целевой аудиторией, имейте это в виду. Данные пользователи предпочитают работать только с теми компаниям, которые предлагают экологически чистые продукты или заботятся о сохранении природы.
Некоторые бренды (такие как Amazon) уже поняли эту фишку, поэтому стараются участвовать в разных экологических инициативах по уменьшению отходов и сохранении Земли для будущих поколений.
11. Другие тренды eCommerce
Часть актуальных тенденций решил разместить просто дополнительным коротким списком, т.к. они встречались лишь в отдельных статьях (преимущественно тут). Тем не менее, практически со всеми этими умозаключениями я полностью согласен. Итак, вот еще парочка трендов:
- Онлайн продажи не только в B2C. Учитывая реалии жизни в 2020 многие компании трансформировали бизнес-процессы и начали использовать электронную коммерцию в своей работе. Внезапно среди онлайн заказов помимо еды, гаджетов и одежды появились запчасти для автомобилей, мебель и т.п.
- Инфлюенсеры будут партнерами брендов. В принципе, тут ничего удивительного – роль инфлюенсеров постоянно растет, и бренды уже давно сотрудничают с ними в рамках разных рекламных кампаний. Ожидается, что данная ниша вырастет примерно в 10 млрд. долларов.
- Ориентация на молодое поколение. По статистике около 67% молодых потребителей начали тратить на онлайн покупки больше денег, чем до пандемии. В старших группах рост данного показателя более сдержанный.
- Маркетплейсы популярнее магазинов. Многие компании, у которых раньше не было веб-сайтов, вынужденные “выйти в сеть” в 2020г., не способны обеспечить максимально хорошее взаимодействие с пользователями из-за недостаточного опыта или средств. Они однозначно уступают в конкуренции уже известным и устоявшимся eCommerce игрокам. Поэтому рост числа предпринимателей в сервисах-маркетплейсах вполне закономерен.
- Офлайн продажи. Забавно, что во время роста спроса на онлайн торговлю и диджитализацию, некоторые крупные интернет-компании решили открыть офлайновые точки. С одной стороны это возможность быть ближе к пользователю и добавить ему комфорта, с другой – не исключено, что в скором будущем офлайн торговля оправится от карантинного шока.
Итого. Разумеется это не полный список всех тенденций и трендов электронной коммерции 2021 и последующих годов. Я старался выбирать только наиболее значимые и важные нюансы. Если у вас есть что добавить и вы считаете, что я упустил что-то важное – пишем ниже.
Спасибо за материал!