Паблик рилейшнз (PR) в маркетинговой деятельности
Понятие «public relations» (сокращенно PR) президент США Т. Джеферсон ввел в 1807 году. Паблик рилейшнз в маркетинге рассматривается, как компонент термина «продвижение», который на сегодня более знаком, как «promotion».
Рromotion предполагает комплекс мероприятий по эффективному ведению коммерческой деятельности. Указанное понятие можно отождествить с понятием «маркетинговые коммуникации», которое предполагает организацию механизма продвижения товаров, а также продвижение организации, представляющей товар. PR в системе маркетинговой коммуникации имеет перед собой задачу проведения работы с общественностью. Вам, кстати, может пригодится крутейший блог о скрытом маркетинге который в данной нише также весьма актуален.
Понятие PR
На сегодня PR – это неотъемлемая часть нашей жизни. Без него нельзя представить общественную, экономическую и политическую деятельность. Существует огромное количество определений этого понятия. Маркетологами определено более двух тысяч трактовок. Но данное многообразие определений можно распределить по двум группам:
- первая описывает PR в качестве средства общения;
- вторая разделяет PR по сферам деятельности.
Данные направления можно найти при определении сути понятия в области экономики. По группе, описывающей PR в качестве средства общения, как основополагающие, выделены также некоторые определения.
PR представляет собой планируемую, требующую длительного по времени приложения сил деятельность, которая направляется на создание и поддержание доброжелательности в сотрудничестве и взаимного понимания между организациями и общественностью. Это понятие было официально опубликовано в 1948 году в Великобритании. Авторами являются ученые одного из учебных заведений в сфере социальных отношений.
Паблик рилейшиз является одновременно творческой деятельностью и наукой, анализирующей тенденции развития, предсказание последствий, формирование рекомендаций для руководства организаций и выполнение плана действий с целью представления и защиты интересов организации в отношениях с общественностью. Определение составили представители ассоциаций PR, в которое входят более трех десятков участников. Документ, где опубликовано определение — Мексиканское заявление.
Данные определения имеют обобщенный характер и не содержат конкретики в достаточной степени. Но есть и более четкие определения PR. Эти определения формировались специалистами по менеджменту и маркетингу.
Паблик рилейшиз является самостоятельной функцией менеджмента, устанавливающей и поддерживающей коммуникации между двумя участниками, представляющими организацию и общественность.
Паблик рилейшнз имеет отличия от остальных средств массовых коммуникаций. СМК оказывают прямое воздействие на предполагаемых клиентов и покупателей, PR же действует опосредованно, путем формирования отношений и формирования общественного мнения. Причем не всегда это бывает удачно — можеет посмотреть как лажали компании, когда хотели купить отзывы дабы не повторять их ошибки.
Связи с общественностью должна формироваться раньше, чем коммуникации. PR не просто информационный канал о товарах и торговой марке выпускаемой продукции. PR предполагает вынесение на публику основных постулатов политики компании.
Экономисты, специалисты в сфере маркетинга и менеджмента постоянно задумываются над вопросом принадлежности PR к маркетинга. Однозначного ответа нет.
Можно ответить на данный вопрос положительно, поскольку имеется заинтересованность маркетинга в формировании отношений с определенными общественными группами, которые поставляют товар – это оптовики, те, кто продвигает товар — дистрибьюторы, и, несомненно, потенциальные покупатели.
Можно ответить на данный вопрос отрицательно, поскольку PR представляет более широкую сферу деятельности. А маркетинговое направление – только ее часть.
Но все же PR с разными направлениями СМИ. Особенно тесную связь он имеет с рекламой. PR можно даже назвать рекламой предприятия, которая формирует его имидж. Паблик рилейшнз тесно связан журналистикой, поскольку PR и журналистика имеют одну общую цель – распространять информацию.
Синонимами PR считаются термины «паблисити» и «пропаганда».