Платформы для создания интернет-магазина
Сейчас создание своего интернет-магазина для многих предпринимателей это не прихоть или баловство, а, во-многом, едва ли ни единственное средство для оживления бизнеса. Либо же путем для увеличения границ своего бизнеса, выведения его на новый уровень. Интернет-бизнес является действительно достаточно эффективным, поэтому не удивительно, что многие делают упор именно на торговлю в сети. Я читал, что доход от e-commerce в России в 2012 году составил $13 миллиардов, а ежегодно эта цифра растет в среднем на 25 процентов! Хотя, конечно, вместе с этим ужесточается конкуренция на рынке за счет новых игроков, предложений и технологических решений. О последних сегодня и поговорим.
При создании интернет-магазина нужно обращать внимание на все важные нюансы и детали, которых здесь предостаточно. Хотя основной вопрос все же остается неизменным — что же нужно дабы при открытии онлайн магазина привлечь как можно больше покупателей? Над ним трудятся многие исследователи, пишутся огромные статьи и даже защищаются научные работы. В целом, все можно свести к двум основным направлениям: дизайн сайта и удобство совершения покупок. Если человеку понравился сайт, если он не заблудился во множестве непонятных ссылок, а сразу нашел то, что ему нужно, то повышается вероятность того, что он захочет стать покупателем. А если у него не возникло проблем с покупкой и получением своего товара, то он станет постоянным покупателем и будет советовать ваш интернет-магазин своим друзьям и знакомым. Когда цены в нескольких магазинах отличаются не очень сильно, то выбор будет сделан в пользу сайта, вызывающего больше доверия (даже, если придется переплатить). А «доверие» как раз и создается на основании впечатления от дизайна (юзабилити) и работы того или иного интернет-магазина.
Но как же создается «магазин мечты»? Тут тоже есть два пути: первый, более сложный и затратный, потребует от вас прибегнуть к услугам армии дизайнеров, seo менеджеров и программистов, которые исполнят вашу мечту.
Впрочем, можно пойти менее трудным путем, который как раз и выбирает большинство создателей интернет-магазинов, используя готовые решения. Таких может быть несколько видов:
- Торговые площадки (Ebay, Amazon, Озон);
- Платформы с закрытым кодом (SAAS);
- Платформы с открытым кодом;
- Системы управления сайтом (CMS), например WordPress, Joomla и т.д.;
- Система TetraMall.
Какой путь выбрать зависит от возможностей конкретного предпринимателя (и не только финансовых). Каждый решает этот вопрос индивидуально: кто-то лишь прощупывает рынок, другие наоборот вкладывают достаточно внушительные инвестиции в магазин, четко понимаю что и зачем они делают.
Торговые площадки (Ebay, Amazon, Озон)
Итак, первыми стоят всемирно известные гиганты Ebay и Amazon. Они предлагают создать магазин без особых хлопот, буквально в несколько кликов. Из плюсов этих систем обычно отмечают то, что у них высокая посещаемость вследствие их популярности, в этих системах представить свой «прилавок» не составит труда даже неискушенному в программировании и веб-дизайне человеку.
Однако главным минусом систем является то, что они иностранные и процент присутствия наших соотечественников на них крайне мал. По еще не уточненным данным, с конца 2013 года Ebay будет работать в России.
Реальным игроком на рынке является Озон. Создать интернет-магазин на его базе также не составит особого труда. Так как система проверенная, посещаемость высокая. От Вас потребуется только загрузить наименование своих товаров и они сразу выставляются на продажу. Озон акцентирует внимание на новые товары определенных наименований (они должны быть представлены в списке, в основном это книги и электроника.
Минусы систем: из общих минусов стоит отметить арендную плату. И чем больше у Вас ассортимент товара, тем больше Вам придется платить. Также Вам самим придется тратиться на рекламу. Эти системы вряд ли помогут раскрутить Ваш магазин. Да и служба поддержки не всегда может удовлетворить запросу. Помимо этого необходимо самим синхронизировать остатки, чтобы не продать отсутствующий товар.
Что касается Озона, то стоит отметить, что сотрудничество с ним поставлено в достаточно жесткие рамки: Вы должны представить более 20 позиций товаров, Ваша компания сама должна осуществлять доставку товара и прием платежей, Также Вам придется предоставить отдельного сотрудника на прием и обработку заказов, поступающих с сайта и, последнее, Вы должны иметь простую, понятную политику возврата, обмена и гарантийного обслуживания товара. Ну и процент, который поступает с каждого проданного товара сайту.
Платформы с закрытым кодом (SAAS)
Прелесть таких платформ заключается в том, что вам не нужно будет ломать голову созданием и техническим обслуживанием своего интернет-магазина. Если расшифровать аббревиатуру, получим Software as a Service — “Программное обеспечение как Услуга”, т.е. Вы попросту можете взять в аренду интернет-магазин, подкорректировать дизайн.
Из минусов, прежде всего, можно отметить арендную плату. Чем лучше сервис, чем больше ассортимент товара и возможностей у магазина, тем больше вам придется заплатить. Плюс к этому все те же сложности с синхронизацией остатков. И вам будет очень сложно расширить свои границы, если вдруг вы решите значительно увеличивать свой ассортимент. Системы неплохие, но есть в них определенная «дебелость».
Платформы с открытым кодом
Главный плюс этих систем заключается в том, что вы сможете внести любые изменения в свой магазин, «заточить» его под себя и свои нужды, в определенной степени расширить, когда придет такая необходимость. вы – полноправный хозяин своего магазина!
Однако и минусы скрываются здесь же. Хорошие магазины создаются на платных системах. Т.е. Вам придется заплатить за пользование платформой. Можно, конечно, обратиться к бесплатным аналогам, что многие и делают. Но это повлечет за собой дополнительную головную боль по отточке сайта, регулярные глюки системы. К тому же, если вы все-таки не программист, то вам придется платить деньги техникам, как за создание, так и за техническое обслуживание интернет-магазина. А это дополнительные расходы. Кроме того, все те же проблемы с синхронизацией (далеко не везде они решаются), часто можно столкнуться с отсутствующей или ужасно работающей системой технической поддержки платформы, сложными с налаживанием интернет-платежей и доставки придется преодолевать самим.
Системы управления сайтом (CMS)
Прежде всего это WordPress, Drupal, Joomla, 1С-Битрикс, NetCat, UMI.CMS и многие другие. Они также делятся на платные и бесплатные. Большинству программистов они известны как платформы для создания интернет-сайтов. Однако, при добавлении специальных модулей, можно получить возможность создания в этой среде интернет-магазина. При этом можно использовать бесплатный функционал (общедоступные плагины) либо же потратиться на платный модуль, например, для интернет магазин на wordpress часто используют UWCart. Учитывая то, что не всегда легко можно найти квалифицированного специалиста, второй вариант вполне эффективен.
Конечно, у этих систем есть определённые достоинства (например, знакомая многим программистам среда, возможность синхронизации с 1С (прежде всего 1С-Битрикс). Интернет-магазины, построенные на таких платформах, позволяют воплотить в жизнь сложные дизайнерские проекты оформления, имеют множество настроек, которые как раз и помогают сделать максимально удобным и оригинальным ресурс.
Однако они далеки от совершенства. Создание сайта на CMS потребует финансовых затрат на специалиста, который создаст Вам сайт, на оплату платформы (если она платная), на техническое обслуживание. Синхронизация со складскими программами есть далеко не у всех систем. Да и проблемы с сервисами оплаты, доставкой и возвратом такие же, как и в предыдущих системах.
Система TetraMall
Из последних интересных новинок я бы выделил TetraMall. На некоторых форумах (в том числе и Серче) уже встречал обсуждение данного сервиса. Это пока еще темная лошадка на рынке мировой электронной коммерции. Однако быстроразвивающаяся и предлагающая принципиально новый подход к ведению бизнеса в сети. TetraMall – первое в России решение для оптовых онлайн продаж, которое предоставляет пользователю собственную торговую платформу. Данная система самостоятельно обеспечивает весь процесс реализации товаров и услуг — от продвижения товара, приема безналичных платежей до оперативной доставки товара покупателю. Нельзя сказать, что это интернет-магазин «в два клика» (как тот же Озон или Ebay), хотя однако для людей, не таких близких к программированию, эта система вполне «по зубам».
Какие плюсы TetraMall по сравнению с другими решениями? Прежде всего, это синхронизация с 1С-склад в реальном времени. Иными словами, вам не придется переживать, что в реальном магазине был продан последний экземпляр или со склада продали последнюю партию товаров. Также, система предлагает готовый денежный акцептинг, т.е. выступает гарантом, что покупатель внес плату. Если же, по какой-то причине, покупатель решил вернуть товар, то оператор интернет-торговли покрывает все издержки, связанные с возвратом товара продавцу и денег покупателю.
Кроме того, TetraMall помогает распространять ваш товар среди других участников, транслируя его в тематические и общей направленности интернет-магазины. Также достойна внимания продуманная система доставки товаров до покупателя. Если вы не имеете собственной логистики, то оператор автоматически поможет подобрать наиболее подходящий вариант доставки или же, если вы имеете свою систему доставки, то учитывает указанные вами правила и тарифы, и включает транспортные расходы в общий счет. И еще один важный плюс – реально работающая система технической поддержки, специалисты которой не оставят вас в беде.
Несмотря на то, что TetraMall во многом выигрывает перед другими участниками интернет-рынка, он имеет свои недостатки. Система молодая и, как следствие, не успела завоевать популярность. Бывают сложности с тем, что люди не могут привыкнуть к новой системе после перехода со старых сервисов. Однако эти проблемы быстро устраняются опытными сотрудниками технической поддержки.
Кроме того, если у вас нет своего магазина, склада с реальным товаром или производства с конкретными сроками изготовления представленных изделий, то вы не сможете воспользоваться прелестями этой системы. Политика системы такова, что она отсекает всех, кто выступает в качестве посредника. Чтобы не было проблем со срывом доставки товаров покупателям и, как следствие, негативных отзывов о всей системе (как это часто бывает на том же Озоне и многих интернет-магазинах) и финансовых потерь на возврат денег покупателю.
Напоследок скажу, что среди всех рассмотренных выше систем и платформ были представлены лишь основные направления. Каждое из них может делиться на множество отдельных предложений, отличающихся друг от друга отдельными особенностями. Для детального рассмотрения вопроса не хватило бы и 5-ти подобных постов, но, думаю, базовые понятия вам удалось донести. Дальше все зависит от вас, ваших предпочтений и возможностей при создании интернет магазина.