Тренды интернет-маркетинга 2020: метаморфозы персонализации
То, что потребители стремятся к персонализации, уже давно не новость. А в течение последних 10 лет они привыкли к подходу «все как сервис», поэтому хотят получать максимально удобный товар, услугу или опыт. Теперь эти два ожидания соединились, создав новый тренд.
По мнению специалистов, в 2020 году цифровые сервисы, реальные продукты и физические пространства будут развиваться и учиться подстраиваться под нужды пользователей, изменяясь так, чтобы быть максимально релевантными их ожиданиям.
Эта тенденция базируется на природе человека: мы всегда находимся в движении. Поэтому ни один продукт, услуга или решение не может оставаться идеальным для клиента долго. Скорее всего, настоящий идеал — это умение постоянно адаптироваться под изменения в потребностях человека. И сейчас бизнес имеет все необходимое, чтобы приблизиться к такому идеалу.
Технологии распознавания лица, сенсоры и «умные» гаджеты превращают мир в ландшафт, который изменяется в соответствии с потребностями потребителей. Результат — ожидания относительно персонализированной адаптации постоянно растут. Прошлогоднее исследование Adobe и Econsultancy свидетельствует, что 39% глобальных компаний уже начали предоставлять клиентам персонализированный опыт в режиме реального времени.
Между тем подписки, сервисы по требованию и общий доступ стали частью повседневной жизни миллионов потребителей: например, в США более половины (54%) интернет-покупателей платят по крайней мере за одну подписку (данные Clutch, сентябрь 2019). И, скорее всего, эта цифра будет только расти.
Продукты, созданные в соответствии с описанным трендом, встречаются в различных сферах бизнеса. Например, японская косметическая компания Shiseido летом 2019 объявила о глобальном запуске сервиса по уходу за кожей Optune. Он работает следующим образом: пользователь ежедневно делает селфи через специальное мобильное приложение. Алгоритм анализирует кожу, принимает во внимание факторы внешней среды (температуру, влажность), информацию о сне.
Все эти данные отправляются на устройство, которое каждый раз заново создает персонализированный крем для лица. Сервис работает по модели подписки: платя ежемесячно, пользователь получает картриджи, которыми заправляется гаджет. Из их содержания и создается крем в пропорциях, которые зависят от данных, полученных алгоритмом (он выбирает из 80 тыс. шаблонов). Каждая ежедневная порция крема может отличаться от предыдущей — если этого требует кожа.
В прошлом году стартапу Baze удалось привлечь $6 млн инвестиций — что подтвердило спрос на продукты, которые способны гибко подстраиваться под пользователя. Компания предлагает клиентам такую схему работы: сначала она посылает им маленькое устройство, которое безболезненно за 5 минут берет анализ крови. Затем пользователь отправляет устройство в лабораторию, которая тестирует материал и определяет, чего не хватает организму человека (клиент видит результаты в мобильном приложении). По этой информации создается персонализированный набор витаминов и минералов.
Baze также работает по модели подписки. Компания рекомендует каждые три месяца повторять тестирование, чтобы отслеживать — как меняются потребности организма и, при необходимости, формировать новый набор витаминов.
Еще год назад южнокорейская автомобильная компания Kia Motors представила концепт READ (Real-time Emotion Adaptive Driving), созданный совместно с MIT Media Lab. Эта система использует искусственный интеллект, чтобы анализировать эмоции водителя по его пульсу и выражению лица. А после этого адаптирует освещение, температуру, громкость звука в машине, вибрацию сиденья — так, чтобы человеку было максимально комфортно.
Отечественные компании тоже не отстают от тренда. Известная, и наверное самая прогрессивная российская компания HostingRu создала специальный хостинг с конструктором сайтов. Благодаря такой услуге, разработчики могут сосредоточится на своем продукте, не теряя драгоценное время на изучения азов веб-дизайна и программирования. Клиенты этого хостинга могут в считанные минуты создать представительный сайт для своего продукта, услуги или приложения.
Учитывать ожидания потребителей, которые стоят за этим трендом, стоит практически любому бизнесу. При этом управленцам могут помочь следующие вопросы: какую форму персонализации вашего продукта ждут потребители? Как вы можете сделать его более адаптивным, чтобы он учитывал меняющиеся потребности клиентов?