Подготовка сайта к Черной пятнице
Черная пятница – это день глобальных распродаж. В этот день на сайты интернет-магазинов заходит большое количество пользователей с целью совершения покупок с выгодными скидками. Подобные предложения можете встретить у всех крупных игроков рынка будь то проведение Black Friday в Цитрусе или других магазинах.
Огромный поток посетителей обеспечивает большую выручку – это хорошо. Но в то же время сервер начинает работать в стрессовом режиме – это плохо. Как подготовить сайт к Черной пятнице?
1. Введите специалистов в режим быстрого реагирования. Ваш системный администратор должен быть готов в течение пяти минут начать решать проблему, а разработчик должен подключиться в течение получаса.
2. Перекрестные звонки – это несовременно, неудобно и неэффективно. Создайте для задействованных специалистов чат в Битриксе, Телеграме или другом мессенджере.
3. Чтобы потом не бегать с горящей головой, разработайте стратегию и утвердите план действий: назначьте ответственного, организуйте связь с хостером, обеспечьте ресурсы и т.д.
4. Подготовьте инструкции под вероятные проблемы: если сайт завис на 5 минут – звонить администратору, на большее время – связываться с хостером.
5. За несколько дней до Черной пятницы проведите нагрузочное тестирование. Это можно сделать с помощью сервиса Яндекс.Танк, который великолепно воспроизводит поведение реальных посетителей на основе настоящих логов сайта. По возможности также воспроизведите аварии. Используя учебные тревоги, можно выявить слабые архитектурные, ресурсные и человеческие места системы.
6. Заранее оповестите о проведении акции всех ключевых специалистов. В критической ситуации они должны действовать согласованно. «Оповещение» пользователей, как правило, делается за счет контекстной/баннерной рекламы + создание разной яркой графики на самой площадке, как например сейчас у Citrus.
7. Приготовьтесь к наращиванию запасных ресурсов, если их нет. К запасным ресурсам относятся ядра или дополнительная память для облака или виртуального сервера, машины большей мощностью для выделенного сервера, возможность переноса либо развертки нужных данных.
8. Заранее обеспечьте защиту от DDoS-атак. Подключить защиту во время атаки не получится, поскольку в процессе меняются IP-адреса и данные на серверах имен, а это занимает почти сутки. В это время сайты могут быть недоступны.
9. Проверяйте ключевые для бизнеса параметры: насколько быстро открывается сайт или приложение, добавляются ли товары в корзину, уходят ли заказы на обработку и т.д.
Конечно, эти советы не являются панацеей от всех проблем, но представляют собой неплохую защиту. Попробуйте ими воспользоваться, и Черные пятницы будут приносить вам только приятные сюрпризы!